ПРИНЯТО
Общим собранием работников
ГБОУ № 63
Калининского района
Санкт-Петербурга
от 09.12.2022 № 02
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБОУ № 63
Калининского района Санкт-Петербурга
________________ Пакалюк Ж.Л.
приказ от 09.12.2022 № 19-А
УЧТЕНО
Мнение Совета родителей
ГБОУ № 63 Калининского района
Санкт-Петербурга
Протокол от 08.12.2022 № 02
Положение об оценке индивидуального развития и учёте результатов освоения
обучающимися образовательной программы
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 63 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ № 63 Калининского района Санкт-Петербурга)
Санкт - Петербург
2022
2
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение об оценке индивидуального развития и учёте результатов
освоения обучающимися образовательной программы (далее - Положение)
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№ 63 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга разработано с
целью определения общих правил проведения процедуры учета результатов освоения
обучающимися общеразвивающих групп образовательной программы дошкольного
образования (далее – ОП).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
•
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ
• Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся”;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
• Письмом Минобрнауки России от 28.02.2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС
дошкольного образования";
• Приказом Минпросвещения РФ №373 от 31.07.2020 г. "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»".
• Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
• СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года N 28);
• Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа
2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
• Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями);
• Уставом государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№ 63 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга (далее ОУ).
1.3. Действие
настоящего
положения
распространяется
на
участников
образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации
образовательной программы дошкольного образования ОУ, а также родителей
(законных представителей) детей.
3
1.4. Положение
определяет права, обязанности и ответственность участников
образовательного процесса в ходе проведения процедуры учета индивидуального
развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы
дошкольного образования (далее — учет индивидуального развития воспитанников).
1.5. Освоение ОП дошкольного образования не сопровождается проведением
промежуточных и итоговой аттестации обучающихся.
1.6. Срок данного Положения в ОУ не органичен, действует до принятия нового или выхода
новых нормативно-законодательных актов.
2. Цель и задачи оценки
Учет индивидуального развития воспитанников проводится в целях:
систематического отслеживания эффективности образовательного процесса в ОУ,
оценивания степени продвижения воспитанников в образовательной программе и
определения содержания индивидуальной работы с ними.
2.2. Задачи:
2.1.
•
•
индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития;
оптимизация работы с группой детей.
3. Организация проведения оценки
3.1 При
реализации образовательной программы в ОУ проводится оценка
индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим
работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты
педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
образовательных задач, указанных в п. 2.2.
3.2 Оценка индивидуального развития воспитанника ОУ (педагогическая диагностика)
осуществляется два раза в год: в начале учебного года после завершения периода
адаптации (октябрь) и в конце учебного года (апрель). В первом случае, она помогает
выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития.
3.3. Педагогическая оценка индивидуального развития, требующая вовлечения
обучающегося в деятельность, организуемую педагогом, может осуществляться в течение
времени, отведенного на занятия в режиме ОУ в первую половину дня. Педагогическая
оценка индивидуального развития обучающегося, построенная на основе наблюдения,
может проводиться в течение всего времени пребывания в ОУ.
3.4. Результаты освоения Программы выражаются в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования запрещает проведение мониторинга целевых ориентиров.
3.5. Методологической основой педагогической оценки индивидуального развития в ОУ
является использование конкретизируемых планируемых образовательных результатов,
которые понимаются как деятельностная характеристика
4
воспитанника, его компетенция. В содержательной характеристике компетенций
проявляются индивидуальные различия детей (способности к решению задач
образовательной деятельности). Компетенции имеют несколько ступеней проявления,
рассматриваемые как индивидуальные различия. Основанием для выстраивания ступеней
является нарастание проявлений воспитанником самостоятельности, инициативности и
творчества.
Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанника ОУ
оценивается по 5 областям:
• социально коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие
• художественно -эстетическое развитие;
• физическое развитие
3.6. Педагогическая диагностика проводится в формате
• наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной
деятельности,
• бесед, интервьюирования, коммуникации со сверстниками и взрослыми (как
меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных
решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• специальных диагностических ситуаций, организуемых воспитателями и
специалистами;
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности и изучения продуктов детской деятельности,
• физического развития.
3.7. В качестве показателей оценки развития детей используются показатели,
предложенные Н. В. Верещагиной в журналах диагностики педагогического процесса в
разных возрастных группах, разработанных в соответствии с ФГОС ДО.
3.8. Результаты оценки индивидуального развития воспитанника ОУ предоставляется
воспитателями всех возрастных групп и специалистами ОУ старшему воспитателю. В
конце учебного года проводится сравнительный анализ (с предыдущим периодом)
результативности образовательного процесса, на основе которого определяется
планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.
3.9. Оценка индивидуального развития воспитанника ОУ воспитателями и
специалистами ОУ определяется следующим образом:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
5
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
3.10. Психологическая оценка индивидуального развития обучающихся (выявление и
3.11. Речевая оценка индивидуального развития обучающихся проводится ежегодно
специалистами (учителями-логопедами) в начале года (сентябрь) с согласия родителей
(законных представителей).
3.12. Итоги обобщенных результатов могут быть предоставлены на заседания
Педагогического совета Образовательного учреждения, психолого – педагогического
консилиума с целью определения индивидуального образовательного маршрута для
нуждающихся обучающихся.
4. Права участников образовательного процесса
Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального
развития воспитанников ОУ в рамках педагогической диагностики, с в я з а н н о й
с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования.
4.2. Родители (законные представители)
воспитанников
имеют
право на
ознакомление с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в рамках
освоения образовательной программы дошкольного образования.
4.1.
5. Обязанности участников образовательного процесса
5.1. Педагогические работники обязаны:
• проводить учет индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими
•
•
•
образовательной программы дошкольного образования с утвержденной настоящим
положением периодичностью — 2 раза в год (в октябре и апреле текущего учебного
года);
вносить соответствующие данные в карты учета индивидуального развития детей;
обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с
ходом и содержанием образовательной деятельности в ОУ, а также (в
индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
ежегодно предоставлять старшему воспитателю отчет об индивидуальном
развитии воспитанников в рамках освоения образовательной программы ОУ в
соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения
информации на итоговый педагогический совет.
6
5.2. Старший воспитатель обязан:
• обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве
•
•
•
детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ОУ;
обеспечивать наличие карт учета индивидуального развития детей во всех
возрастных группах ОУ;
проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять
сводную информацию об особенностях освоения детьми образовательной
программы ОУ на итоговый педагогический совет;
осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении
педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.
6. Ответственность
6.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению учета
индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной
программы дошкольного образования несет руководитель ОУ.
6.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность
воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке за реализацию не в полном объеме образовательной программы
дошкольного
образования
и качество
образования
воспитанников, а также
персональную ответственность за осуществление учета индивидуального развития
воспитанников своей группы.
4. Контроль за процессом оценки
4.1. Контроль проведения оценки индивидуального развития воспитанника ОУ
осуществляется заведующим ОУ, старшим воспитателем.
5. Отчетность
5.1. Формой отчета являются сводные диагностические карты, графики, диаграммы,
аналитические справки по результатам оценки индивидуального развития обучающихся.
5.2. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты ОУ по окончании процедуры
мониторинга сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с
выводами старшему воспитателю, который осуществляет сравнительный анализ
педагогической диагностики, делает выводы, определяет рекомендации педагогическому
проектированию и доводит до сведения педагогов ОУ на педагогическом совете.
6. Документация
6.1. Материал для проведения оценки индивидуального развития воспитанника ОУ,
пособия для определения уровня индивидуального развития воспитанников в соответствии
с ФГОС ДО хранятся у педагогов ОУ и обновляются по мере необходимости.
6.2. Диагностические материалы для учета оценки индивидуального развития
обучающихся хранятся в методическом кабинете до окончания периода их пребывания
в ОУ.
7
6.3. Оформление и содержание диагностических материалов процесса учета оценки
индивидуального развития обучающихся в рамках освоения ими ОП дошкольного
образования, может быть изменено в соответствии с изменениями в законодательстве, а
также образовательной программы дошкольного образования.
6.4. Общие Сводные результаты педагогической оценки индивидуального развития
обучающихся, педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития
оформляются в единую справку и хранятся в методическом кабинете.